Продать бизнес – задача непростая. Быстро завершить процесс не получится, рассчитывать на 2-3 дня – утопия. Поэтому романтические иллюзии лучше оставить в стороне. Остаются лишь факты и объективная действительность. Рекомендуем изначально приготовиться к продолжительной подготовительной работе перед заключением сделки.

Стадии реализации и их продолжительность

1. Подготовительные мероприятия

Наиболее важная стадия процесса. Необходимо досконально изучить текущее состояние компании. Рабочие процессы должны функционировать безупречно, чтобы впоследствии появились заинтересованные лица, действительно готовые купить предприятие.

2. Анализ рыночной конъюнктуры

Результаты этого исследования позволят приблизительно установить ценовой диапазон. Для достижения точности требуется профессиональная оценка стоимости компании, выполненная специалистами с применением всех существующих методик.

Рыночную ситуацию формируют объективные и субъективные обстоятельства. К первым относятся – сезонные колебания спроса, изменение объемов реализации, временные ограничительные меры и т.д. Ко вторым – политические кризисные явления, курсовые изменения, действия менеджмента в критических обстоятельствах и т.п.

Проявляющих интерес может оказаться немало, а реально готовых совершить покупку – считанные единицы. При этом не только покупателям необходимо изучать ваше предложение, но и вам – их самих. Когда появятся серьезно заинтересованные стороны, следует собрать о них информацию. Переговорный процесс может растянуться надолго. Клиенту всегда требуется время на раздумья. А размышлять можно бесконечно, пока не объявится другой претендент.

Ваша задача – доказать приобретателю, что предприятие оправдывает запрашиваемую сумму (причем не только устно, но и с подкреплением расчетами). Если сумеете сделать это оперативно, то переход к следующей стадии произойдет значительно быстрее.

Подготовка контракта, передача прав владения – потребует минимум пару месяцев.

Длительность продажи напрямую зависит от размеров предприятия – чем масштабнее, тем дольше процесс. Микропредприятия (до 120 млн. руб.) реализуются за 1-3 месяца. Малые предприятия (до 800 млн. руб.) возможно продать за 4-6 месяцев. Средние предприятия (до 2 млрд. руб.) реализуются медленнее – 3-10 месяцев. А крупные корпорации (от 2 млрд. руб.) обычно продаются за период до 1,5 лет.

Что способствует ускорению продажи бизнеса

Существует комплекс факторов, позволяющих ускорить процедуру. И если первоначально вы достаточно внимания уделили подготовительным мероприятиям, презентации, оценке компании, то можно надеяться на уменьшение временных затрат. Способствующие факторы:

  1. Выполнение советов бизнес-брокера;
  2. Корректная и реалистичная оценка бизнеса;
  3. Качественная предварительная подготовка, без излишней торопливости;
  4. Концентрация на конкретной тактике реализации, подобранной индивидуально под вашу ситуацию;
  5. Анализ рыночной обстановки и конкурентного окружения;
  6. Способность профессионально вести диалог с потенциальными приобретателями.
Что замедляет процесс реализации

Существуют также сдерживающие факторы, способные продлить срок реализации:

  1. Сомнения в правильности решения о реализации компании;
  2. Неудачный выбор времени для совершения сделки;
  3. Завышенная цена и отсутствие готовности к компромиссам;
  4. Применение только бесплатных рекламных инструментов (наиболее эффективные методы – платные);
  5. Ошибка в выборе приобретателя – предпочтение ненадежному вместо решительного и готового;
  6. Отсутствие навыков коммуникации с потенциальными приобретателями;
  7. Непостоянная работа компании (периоды, когда она исчезает из поля зрения) и прочее.
Рекомендации специалистов

Ключевая рекомендация – не стремитесь к экономии. Вам может казаться, что вы отлично справитесь самостоятельно, поскольку досконально знаете свой бизнес. Безусловно, это верно, но в продвижении и подготовке компании к реализации компетентнее бизнес-брокеры и оценщики.

Кроме того, стоит проявлять большую гибкость в переговорах. Упорство – неплохая черта, но предпринимателя украшает умение находить компромисс с различными людьми в любых обстоятельствах.

Не стремитесь реализовать максимально быстро. За спешку вам могут предложить заниженную стоимость. Если сроки позволяют, то предпочтительнее серьезно подойти к подготовке и отыскать надежного приобретателя.