Начальный этап пройден – принято решение о реализации собственного предприятия. Теперь важно не допустить бесконтрольного развития событий. Нередко возникает ситуация, описываемая пословицей «и хочется, и колется, и мама не велит», когда собственник теряет уверенность в своих планах и занимает выжидательную позицию, думая «купят – отлично, не купят – тоже неплохо». Как следствие, никаких реальных шагов не совершается. Помните: при таком подходе ваше предприятие смогут приобрести лишь по минимальной цене, а вероятнее всего, сделка вообще не состоится. Если желание продать возникло исключительно из-за усталости и апатии, подождите, пока этот сложный период пройдет – возможно, расставаться с делом своей жизни пока рано.

Второй этап – это подготовительные мероприятия перед продажей. Согласитесь, автомобиль перед реализацией обязательно моют, старое здание приводят в порядок краской, а скот подкармливают перед продажей. Вы предлагаете рынку ценный актив, и естественно, что его подготовка потребует определенных усилий и вложений. Конечно, можно оставить все как есть, однако даже незначительные улучшения способны существенно повысить цену вашего предприятия. Разумеется, все потенциальные приобретатели индивидуальны, поэтому презентовать им компанию нужно с учетом их конкретных запросов. В целом инвесторы руководствуются финансовыми или стратегическими мотивами. Если первую категорию волнует исключительно прибыльность и перспективы роста стоимости, то вторую привлекают технологии, квалифицированный персонал, деловые связи и имидж компании. Следовательно, этим группам потребуются различные данные и документация. Случается, что бизнес приобретается в качестве занятости для супруги, и тогда финансовая отчетность и детализированный бизнес-план могут не потребоваться. Главное, чтобы интерьер был привлекательным и произвел нужное впечатление.

Но вернемся к документации. Приоритетный документ – это, безусловно, бизнес-план. На многих небольших предприятиях такая документация отсутствует. Руководитель работает скорее по наитию, храня ключевую информацию в памяти. Тем не менее, при намерении продать компанию, желательно разработать детальный бизнес-план (причем в профессиональном формате). Это как минимум покажет покупателю вашу серьезность. Второй важный документ – инвестиционный меморандум. Фактически это модифицированный бизнес-план, где особое внимание уделено аспектам, наиболее значимым для потенциального инвестора. Дополнительно можно подготовить тизер – краткую презентацию (оптимально на одной странице), отражающую ключевые достоинства вашей компании.

Еще одна важная, но сложная для самостоятельного выполнения задача – реалистичная оценка своего предприятия. Собственный бизнес всегда кажется более ценным из-за вложенных сил и времени. Но для приобретателя эмоциональная составляющая не представляет коммерческого интереса. Инвестор готов оплачивать только активы, способные генерировать прибыль, а не историю о том, что предприятием управляли четыре поколения вашего рода и прочее. Разумеется, можно привлечь профессиональных оценщиков, но это дорогостоящая услуга, поэтому стоит попытаться провести анализ самостоятельно. Например, изучите площадки, где реализуются аналогичные компании, и выступите в роли заинтересованного покупателя. Это позволит сопоставить ваше предложение с конкурентными на рынке готового бизнеса.

После того как решение о реализации окончательно утверждено, документация подготовлена, бизнес приведен в презентабельное состояние, и установлена справедливая цена, появляется логичный вопрос: Кому продать действующий бизнес?

Подробнее о том, как выгодно продать бизнес, мы рассказали здесь.