* приобретение/реализация компании или отдельных активов

* проведение реорганизационных процедур

* передача бизнеса в арендное пользование

* оформление кредитных средств с использованием активов в качестве залога

* оформление страховки на имущественные объекты и прочее.

При оценке действующего бизнеса специалисты обычно применяют три основных подхода: сравнительный, доходный и затратный. Однако, не углубляясь в профессиональную терминологию, предлагаем рассмотреть, какой вариант оптимален в вашей ситуации.

  1. Первый случай. Если вы владеете малым предприятием, к примеру, кафетерием, аптечным пунктом, продовольственной торговой точкой и подобным, то наиболее приемлемым станет сравнительный подход к оценке. Вы можете обратиться к специализированной площадке по реализации бизнесов, установить ключевые параметры для сопоставления вашего предприятия с аналогичными объектами и самостоятельно выяснить, какую стоимость целесообразно установить при продаже. Разумеется, данный подход не отличается высокой точностью. Но учитывая, что схожих предложений вы обнаружите множество, это может послужить довольно надежным ориентиром.
  2. Второй случай. Если ваше предприятие в настоящее время не ведет деятельность, то его целесообразно оценивать как совокупность индивидуальных активов. Логика следующая: сколько стоит имущество компании, столько стоит и сама компания. Тем не менее, существует и недостаток. Несложно установить рыночную цену новых активов. Но даже квалифицированные специалисты могут допускать погрешности при определении стоимости устаревшего оборудования или техники.
  3. Третий случай. Если вы осуществляете редкий вид деятельности, где затруднительно оценить коммерческое имущество, и отсутствует достаточное число похожих примеров для сопоставления, то вам подходит доходный метод. Он позволяет определить стоимость бизнеса на основании его предполагаемых доходов. Это наиболее точный и наиболее достоверный, но одновременно самый трудоемкий способ оценки работающего бизнеса. При его применении требуются сложные вычисления, поэтому разумнее будет привлечь профессионального оценщика. Отметим, что его услуги обходятся недешево, но помимо получения профессиональной оценки, вы, несомненно, произведете более серьезное впечатление на потенциального приобретателя.

Разумеется, вы вправе выбрать любой подход к оценке, но ни при каких обстоятельствах не стоит реализовывать бизнес, не проводя его оценку вообще, а устанавливая цену произвольно. Вам не только труднее будет отыскать покупателя, но вы рискуете утратить положительную деловую репутацию.