Франчайзинг – это форма коммерческого сотрудничества, в рамках которой владелец франшизы (франчайзер) передает приобретателю франшизы (франчайзи) возможность осуществлять предпринимательскую деятельность по проверенной схеме.
В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие типы франчайзинга:
- Торговый (товарный);
- Сервисный;
- Производственный;
- Смешанный;
- Деловой (бизнес-модель).
Торговый франчайзинг
Исходя из названия, данный тип франчайзинга связан с продажей товаров под брендом франчайзера с использованием отработанной коммерческой модели. Обычно владелец франшизы оказывает содействие в дизайне торговой площади, формировании товарного ассортимента и подготовке работников. Нередко существенные торговые наценки в данной модели франчайзинга позволяют в короткие сроки вернуть инвестиции. К примерам торгового франчайзинга относятся магазины одежды, мебельные салоны, точки продажи электроники и другие.
Сервисный франчайзинг
В данной модели франчайзинга владелец передает приобретателю практические знания, методы эффективного предоставления услуг, рекламные и маркетинговые стратегии, а нередко также специализированное оборудование, профессиональные программные решения и базы клиентов. К примерам сервисного франчайзинга относятся сети парикмахерских, фотоателье, массажные салоны и тому подобное.
Производственный франчайзинг
Данная схема франчайзинга предполагает передачу от владельца к приобретателю технологического процесса изготовления товара, а также возможности продавать произведенные изделия под брендом франчайзера. В соглашении обязательно определяются стандарты производственного цикла, объемы выпуска, качественные характеристики продукции, планируемые объемы реализации. Производственное оборудование франчайзи обычно закупает у франчайзера. Для ясности отметим, что производственный франчайзинг отличается от производственной лицензии наличием технологий реализации, продвижения и других бизнес-процессов.
Смешанный франчайзинг
Смешанный франчайзинг представляет собой эффективную комбинацию трех описанных выше типов. Распространена модель: франчайзер-изготовитель – франчайзи-реализатор. Например, предприятие по производству косметики может развивать сеть СПА-центров, предоставляя услуги специалистов-косметологов и продавая посетителям свою продукцию.
Деловой франчайзинг
В рамках делового франчайзинга владелец передает приобретателю не только возможность реализации товаров, а комплексную стратегию ведения дела, включающую дизайн помещений компании, подготовку работников, устанавливаются стандарты для рабочей одежды персонала, а также рекламная и маркетинговая стратегии. Франчайзи строго и полностью следует концепции ведения дела, а владелец франшизы проводит систематический мониторинг соблюдения всех установленных стандартов.
Типичный пример данного типа франчайзинга – франшиза McDonald's.
Франчайзинг дистрибуции товара
В этой модели франчайзи реализует товары или предоставляет услуги под брендом компании-франчайзера. Большая часть отечественных франшиз в настоящее время функционирует именно по данной модели, ориентируясь на объемный показатель реализации.
О франчайзинге более развернуто мы написали здесь.
Комментарии
Оставить комментарий
Пока нет комментариев. Будьте первым!